24 августа состоялось его обсуждение в Российской Академии наук.
Об обсуждении концепции
24 августа 2015
Сергей Волков
Коллеги, поступает много
вопросов, что сегодня было и чем закончилось.
Было заседание. На нем заседали.
Почти два часа. Дело происходило в Академии наук на Ленинском проспекте. В зале
витали тени прошлых встреч и побед: именно тут начали обсуждать
историко-культурный стандарт, который теперь принят и на основе которого
написаны новые учебники.
Заседание вел Сергей Нарышкин.
Присутствовали и выступали Ольга Голодец и Наталья Третьяк (первый замминистра
образования). И президент Академии наук Фортов был. Вообще, было довольно много
народу, но сказать дали далеко не всем.
Обсуждали текст, который я
выкладывал в предыдущем посте. Задача
текста – стать вводной частью концепции преподавания русского языка и литературы.
Это черновое описание проблемных зон в преподавании литературы, русского языка
и русского как неродного и иностранного. Оно готовилось в течение полутора
отпускных месяцев, так что там есть над чем работать дальше.
Выступали руководители трех подгрупп
– Дмитрий Бак, Александр Молдован (директор института русского языка) и
Маргарита Русецкая (институт русского языка им.Пушкина). Еще Резеда Мухаметшина
из Казанского университета, Людмила Дудова из Ассул, я выступал, Виктор Басюк
(РАО), Александр Архангельский, Вита Кириченко (гимназия №1520), Джахан
Поллыева (руководитель Аппарата ГД). Кажется, и всё. Выступавшие брали слово не
сами -- им давал ведущий по своему плану. Такой тут завод.
Идея начать концепцию с
развернутого описания проблем в подведомственной сфере, чтобы найти точки
приложения сил, в целом разделяется почти всеми. Из выступавших отчетливо не
поддержала ее только представитель АССУЛ. Видимо, там проблем не любят.
В общем, силовые линии тут такие
обозначились: верно или неверно выявлены проблемы, полно или не полно; хорошо
ли или не очень сформулированы; что делать дальше с этими проблемными зонами;
как совместить движение по унификации и приведения всего к общему знаменателю с
движением к вариативности и свободе; должна ли концепция касаться только школы
-- или еще других уровней образования. Отдельная острая дискуссия – по поводу
русского языка в национальных республиках и областях: непонятно даже, как его
именовать – неродным или вторым родным.
Все эти развилки осторожно
прощупывались и пробовались на зуб.
По ходу дела медленно уяснялось,
для чего нужна концепция вообще и как она должна быть написана. Не то чтобы это
был такой очевидный и всем понятный жанр. Так же по ходу проговаривались важные
вещи – что концепция не должна сковать учителя. Что она не должна подменить
собой существующие документы – программы и стандарты.
Дальше работа продолжится – текст
будут обсуждать в подгруппах.
Здесь бы я закончил сообщение.
Потому что сфера личных оценок, пристрастий и нелюбовей, трактовки интонаций,
подтекстов, скрытых сюжетов, которые всегда возникают в пространстве, где есть
высокое начальство из разных ведомств и сталкиваются разные подспудные интересы
разных групп, -- это все скользкая тема. Не услышал иронии – и всё, привет,
слова толкуются наоборот. Не различил особый акцент на такой значимой детали –
и сместил фокус. Так что оставим эту волнительную ткань трепетать в зале
Академии наук.
Скажу только, что я заседанием
скорее доволен. Было много адеквата. И мне удалось сказать то, что я хотел
сказать -- и так, как я хотел. Я правда считаю важным, что у рабочей группы
Госдумы хватило мужества собрать и изложить проблемы так, как они нигде на
официальном уровне не излагаются. Я доволен тем, что в этот текст вошло много
важных вещей из области реальной школьной практики. Я рад, что замаячила
возможность превратить идею создания единого учебника в идею создания широкой и
избыточной хрестоматии/базы текстов/библиотеки с современными комментариями,
которая бы объединяла образовательное пространство и одновременно давала бы
почву вариативности. Мне кажется правильным, что рабочая группа не пошла по
простому пути -- поставить утвердительный штамп на концепции АССУЛ и счесть,
что работа сделана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий