Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный
характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося,
выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по
избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является
литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с
обязательной опорой на литературный материал.
Тематические направления для итогового сочинения 2016-2017:
1) «Разум и чувство»,
2) «Честь и бесчестие»,
3) «Победа и поражение»,
4) «Опыт и ошибки»,
5) «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по
преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные
формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в
выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с
указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку
закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их
комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из
закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям,
подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в
выпускных классах.
1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших
составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и
поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве,
так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема
разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства
и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие
писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от
верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть
до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и
поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных
аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни
человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее
причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана
неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны
рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения
жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и
ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно
движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение
о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между
отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и
последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений
связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием
дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не
способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются
следующие требования:
→ соответствие
открытым тематическим направлениям;
→ обеспечение надпредметного характера итогового сочинения
(темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного
произведения);
→ обеспечение литературоцентричного характера итогового
сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала
для аргументации);
→ нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в
формулировке);
→ соответствие возрастным особенностям выпускников, времени,
отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Источник: ФИПИ.
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/477-osobennosti-formulirovok-tem-itogovogo-sochineniya-2016-17-uchebnogo-goda.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий